X

Новые факты о кетодиете

Source: dailymail.co.uk

Кетогенная диета становится центральной темой в исследовании эпилепсии. Почти одновременно вышли три интересных новости. Во-первых, ободряющее сообщение об эффектах кетодиеты для психологического состояния больных эпилепсией. Во-вторых, предупреждение о недостаточном уровне поступления некоторых микроэлементов. Наконец, особенно заинтриговавшее нас сообщение, о воздействии омега-3 на каннабиноидные рецепторы. Но могут ли полиненасыщенные жиры работать подобно каннабиноидам? Спросим, что об этом думает исследователь эпилепсии, нейрофизиолог Антон Мальков.

И хорошее настроение…

Эпилепсия часто сопровождается психическими расстройствами. Депрессия, тревога и просто плохое настроение могут сопутствовать основному диагнозу и ухудшать качество жизни. Психические расстройства зависят от множества факторов. Это тип эпилепсии и частота приступов, использование некоторых ПЭП, социальные условия.

Достоверно нам немногое известно о психических эффектах кетогенной диеты.

В Johns Hopkins Adult Epilepsy Diet Center были ретроспективно опрошены взрослые с хронической эпилепсией. Они не принимали противосудорожные или антидепрессанты и хотя бы месяц пребывали на модифицированной диете Аткинса. Эту диету разработали в самом центре Johns Hopkins. Ее суть заключается в сокращении углеводов без ограничения белков и без строгого контроля за жирами. Подробнее читайте здесь.

Кетогенная диета оказывала положительное влияние на психологическое состояние пациентов. У них стало достоверно меньше тревожных и депрессивных симптомов.

Психологический эффект проявлялся вне зависимости от снижения частоты приступов или уровня кетоновых тел (хотя оба эти фактора важны). Психическое состояние было тем лучше, чем дольше продолжалась диетическая терапия.

Кетодиета и недостаток микроэлементов

– Может ли кетогенная диета адекватно обеспечить ребенка витаминами и микроэлементами?

– Нет, не может, считают медики и диетологи Universidade de São Paulo.

Они провели исследование с участием детей и подростков с устойчивой к лекарствам эпилепсией. Кетогенная диета, которая обычно назначается в таких случаях приводила к недостаточности многих важных веществ.

Согласно исследованию, кетодиета не обеспечивает необходимого содержания фолиевой кислоты, кальция и магния в организме. А дополнительное их включение уменьшало, но не предотвратило недостаточность. Добавление витамина B12 позволило выйти на рекомендуемый уровень.

Результаты подчеркивают важность индивидуальных протоколов приема добавок. Чтобы их составить, у ребенка необходимо контролировать биомаркеры витаминов и микроэлементов. Недостаточность микроэлементов становится более выраженной с возрастом.

Слон с двух концов или разные животные?

То, как работают каннабиноиды в мозге, абсолютно не похоже на действие других нейромедиаторов. В первую очередь, потому что эндоканнабиноидная система построена на жирорастворимых молекулах.

Каннабиноиды, в отличие от других нейромедиаторов, не хранятся в везикулах, а быстро вырабатываются нервной клеткой. Или, благодаря жирорастворимой структуре, могут быстро проникать через ее оболочку. При этом, в отличие от остальных нейромедиаторов, они путешествуют в обратную сторону – от дендрита к аксону (ретроградная сигнализация). На аксоне они активируют каннабиноидные рецепторы CB1, что приводит к временному уменьшению количества высвобождения обычных нейромедиаторов. В мозге эндоканнабиноиды часто выполняют защитную функцию «пожарной бригады», подавляя опасную возбудимость на локальных участках.

Группа исследователей из Института Пастера в Иране выясняла –  связаны ли механизмы воздействия каннабиноидов и омега-3?

Этот вопрос интересен по ряду причин:

  • Во-первых, эти вещества происходят из одной группы.
  • Во-вторых, каннабиноиды и полиненасыщенные кислоты (в составе кетодиеты) используются при лечении устойчивых к лекарствам форм эпилепсии.
  • В-третьих, каннабиноиды и омега-3 обладают пересекающимся спектром полезных свойств, которые выходят далеко за рамки неврологии.

Ученые установили, что порог судорожных припадков выше у мышей, которые получали инъекции омега-3 (DHA и EPA) в мозг. В частности, кислота DHA и, особенно, ее метаболит DHEA (докозагексаеноилэтаноламид), обладали выраженным противосудорожным эффектом. В то же время, если у мышей блокировали каннабиноидные рецепторы, то судорожный порог не изменялся.

Доказывает ли исследование, что у кетодиеты и каннабиноидов одна мишень в лечении эпилепсии?

Об этом мы спросили у исследователя молекулярных механизмов лечения эпилепсии.

Комментарий эксперта

Антон Мальков – к.б.н., научный сотрудник Лаборатории системной организации нейронов Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино).

В работе показали противосудорожный эффект внутрижелудочкового введения раствора омега-3 жирных кислот (DHA и EPA), а также их метаболитов.

DHA и EPA являются важнейшими структурными компонентами плазматических мембран клеток мозга. Уже доказаны нейропротекторные и противовоспалительные эффекты этих жирных кислот при нейродегенеративных заболеваниях, травме мозга, болезнях развития.

Однако в данной работе авторы указывают на новый возможный механизм действия этих веществ на судороги у мышей вызванные пентилентетразолом. А именно, активацию эндоканнабиноидной системы. В работе показано, что DHA и ее метаболит DHEA оказывают выраженный противосудорожный эффект, который не наблюдается при блокаде CB1 (эндоканнабиноидных) рецепторов.

Авторы предполагают прямое действие DHEA на CB1, указывая на структурную схожесть DHEA и анадамида (эндоканнабиноида), хотя подчеркивают, что такой эффект может быть неспецифическим, другие исследования не подтвердили действия DHA и DHEA на CB рецепторы.

Работа выполнена на хорошем уровне, с использованием большого количества экспериментальных животных, однако, возникают вопросы к интерпретации результатов.

Авторы используют введение свободных жирных кислот непосредственно внутрь желудочков мозга. При этом можно подсчитать, что концентрация жирных кислот в цереброспинальной жидкости после введения будет подниматься до 30-40 мкМ, при том, что концентрация DHA в норме не поднимается выше 1мкМ (данные у людей, но вероятно у грызунов отличия небольшие).

Поэтому, даже если в высокой концентрации DHA и DHEA и способны активировать CB1 рецепторы, добиться такого повышения свободных кислот в мозге без прямой инъекции невозможно.

Употребление пищи, богатой полиненасыщенными жирами, как в случае кетогенной диеты, действительно приводит к повышению концентрации DHA в плазме крови до 100-300 мкМ, однако наличие свободной DHA в крови может не отражаться на концентрации в мозге. т.к. свободная кислота не проникает через гематоэнцефалический барьер.

В мозг DHA транспортируется в этерифицированном виде, поэтому для поднятия концентрации DHA в мозге применяют добавки в виде лизофосфатидилхолина. Этерифицированная кислота, действительно будет проникать в мозг и выполнять пластические (структурные) функции, но концентрация в цереброспинальной жидкости при этом, вероятнее всего, не изменится.

То есть, сама по себе кетогенная диета или диета с полиненасыщенными жирами, может повлиять на концентрацию DHA в мозге в очень ограниченном диапазоне.

В итоге можно сказать, что обнаруженный эффект DHA и DHEA безусловно интересен, но вряд ли он имеет отношение к механизмам действия кетогенной диеты. А для активации эндоканнабиноидной системы при генерации судорог существуют более специфичные и проверенные способы.