В случае синдрома Веста часто можно слышать слова: “тут безвыходная ситуация”, “ничего не поделаешь” и “готовьтесь к худшему”. Но накопленный опыт и цифры далеко не так однозначны и могли бы немного обнадежить родителей. Поэтому автор статьи – эпилептолог Артем Шарков начинает разговор о синдроме Веста не с описания и лечения, а с прогнозов.
Содержание статьи
Что означает «эпилептическая энцефалопатия»?
Первое клиническое описание синдрома в 1841 году на примере собственного сына дал доктор Уильям Вест. С тех пор сформировалась классическая триада симптомов:
- инфантильные спазмы,
- гипсаритмия на ЭЭГ (межприступные изменения),
- задержка или регресс развития.
Поэтому синдром Веста относят к группе «эпилептических энцефалопатий». То есть, группы нарушений с тяжелыми, лекарственно-устойчивыми эпилептическими приступами и началом в раннем возрасте (как правило, до 18 месяцев), а также патологическими изменениями на ЭЭГ и когнитивным дефицитом.
– Что означает «эпилептическая энцефалопатия» простыми словами?
– То, что не столько первопричина эпилепсии, сколько сами судороги или эпилептическая активность наносят основной вред развитию ребенка.
В большинстве случаев, началу спазмов может предшествовать неврологическая симптоматика: потеря или неустойчивость зрительного контакта, гипотония, сонливость, аномальные рефлексы.
Задержка развития варьирует от легкой до тяжелой степени и проявляется как перед спазмами, так и с их дебютом или спустя какое-то время после.
– Так все ли пациенты, у которых диагностировали синдром Веста, будут с плохим исходом?
– Нет.
Какими были исходы?
Результаты ретроспективного исследования уровня интеллекта во взрослом возрасте показали, что:
- 25 детей ходили в обычную школу с IQ > 85;
- 11 пациентов имели незначительные нарушения с IQ от 68 до 85;
- 36 пациентов испытывали трудности обучения легкой степени с IQ от 40 до 60;
- 75 были с тяжелыми нарушениями и IQ < 40.
Исследование проводилось на выборке из 147 пациентов с историей эпилептических спазмов (Riikonen R., 2020).
Существует статистически значимая связь синдрома Веста и расстройств аутистического спектра (РАС). Их процент достигает 13-20%.
Полной ремиссии в течение одного года достигают порядка 40% пациентов. При длительном наблюдении в течение 20–35 лет после ремиссии спазмов судороги были зарегистрированы в трети случаев, у трети пациентов были судороги с ежедневной или ежемесячной частотой, а в оставшейся трети приступы случались реже раза в месяц.
Спазмы, в целом, склонны исчезать в течение 3-4 лет и нередко трансформироваться в синдром Леннокса-Гасто (примерно в 18% случаев).
Летальный исход регистрируется в 13-23% случаев (кумулятивный риск достигает 31%). Вероятность летального исхода значимо снижается при раннем контроле спазмов (фактически, речь идет о ремиссии).
В долгосрочных наблюдениях четверть пациентов (25%) умерли к 17,2 годам, и 50% пациентов – к 48,6 годам. Но большинство умерших пациентов имели тетрапарез и испытывали ограничения в повседневной активности.
Подведем итог
На исход синдрома Веста влияют множество факторов:
- ранний старт терапии,
- ответ на лечение,
- эволюция в сторону других эпилептических синдромов,
- степень задержки/регресса развития,
- общеклинические нарушения,
- вторичное ухудшение из-за побочных эффектов лечения.
Рецидив приступов считается негативным фактором. При этом прогнозы хуже, болезнь чаще приводит к более тяжелой степени когнитивного дефицита.
Наиболее значимы для прогноза: этиология (причины нарушения), возраст на момент дебюта, а также позднее или ненадлежащее лечение.
Раннее и надлежащее лечение благоприятно влияет как на возможности долгосрочного развития, так и на вероятность достижения ремиссии.
Плохими результаты лечения синдрома Веста обычно бывают с случаях:
- тяжелого поражения головного мозга (5-кратный риск летального исхода),
- пороков развития,
- постинфекционных заболеваний,
- или (определенных) генетических причин.
Впрочем, лечение синдрома Веста требует отдельного разговора.