Стволовые клетки, полученные из пуповины, эффективны при лечении многих тяжелых заболеваний, в том числе неврологических нарушений. Анализ данных пациентов с ДЦП показал различные улучшения почти для 88.9% детей, которые прошли повторный контроль после инъекций стволовых клеток. Исследование, проведенное сотрудниками Польского Банка Стволовых клеток (PBKM), показало, что сдвиг в развитии зависел от максимальной общей дозы клеток. Хотя формальный прогресс по неврологическим шкалам был не так очевиден, большая часть позитивных сдвигов была связанна с когнитивными функциями, развитием навыков и синергией между ними.
С полной и неадаптированной версией статьи Wharton’s Jelly Mesenchymal Stem Cell Administration Improves Quality of Life and Self-Sufficiency in Children with Cerebral Palsy: Results from a Retrospective Study можно ознакомиться здесь.
ДЦП – наиболее распространенное двигательное расстройство у детей, которое снижает их качество жизни и уровень самообслуживания. Поскольку эффективность реабилитации ограничена, большие надежды возлагаются на клеточную терапию, особенно родителями пациентов.
Наилучшим источником жизнеспособных стволовых клеток считается мезенхимальная ткань в желе Уортона (WJ), которое находится в пуповине новорожденных. Поэтому, когда мы говорим о медицинском применении пуповинной крови, то обычно имеем ввиду мезенхимальные стволовые клетки (Mesenchymal Stem Cells, MSC или WJ-MSCs). Они способны развиваться в различные типы зрелых клеток (нервные, хрящевые, костные и др.).
Механизм действия стволовых клеток при ДЦП остается неизвестным. Несмотря на то, что стволовые клетки разрастаясь превращаются в различные типы тканей, возможность их дифференциация в нейроны после инъекции спорна. Основной проблемой для попадания клеток в мозг становится гематоэнцефалический барьер. Обсуждается потенциальный механизм, который включает противовоспалительное и стимулирующее рост нервных клеток действие MSC.
Первое терапевтическое введение стволовых клеток при ДЦП было проведено в 2009 году. Пациентом стал 2,5-летний мальчик со спастическим парезом вследствие общего гипоксически-ишемического повреждения головного мозга из-за остановки сердца. После введения аутологичной пуповинной крови (UCB) у ребенка улучшились контроль движений, социальный контакт (улыбка) и разговорные навыки.
После этого были проведены десятки исследований, а значимая эффективность и безопасность UCB и MSC были описаны в десятках медицинских публикаций. Отмечены прогресс по функциональным шкалам развития, улучшение двигательных функций, ЭЭГ, в контроле мочевого пузыря / кишечника и в навыках общения, без серьезных побочных эффектов.
Польские исследователи изучили данные тестирования навыков детей с ДЦП, которым вводили аллогенные MSC (т.е. полученные от других детей). Клетки пуповинной крови были пожертвованы от здоровых польских новорожденных детей, родившихся естественным путем или через кесарево сечение.
Оценивалась эффективность и безопасность применения MSC у детей с ДЦП, участвующих в терапевтическом эксперименте. В рамках исследования был проведен анализ медицинских карт польских пациентов с ДЦП, которые получали инфузии стволовых клеток период с 2014-2018 гг. Пациенты были отобраны в повседневной клинической практике. Все они были обследованы одним и тем же врачом-неврологом в день каждой инъекции.
Даже если предположить, что у детей, которые не обратились повторно, не улучшилось состояние здоровья, результаты все еще обнадеживают.
Согласно полученным результатам, внутривенное введение мезенхимальных стволовых клеток из желе Уортона, по-видимому, является безопасной и эффективной процедурой, которая улучшает общие двигательные функции, спастику, коммуникацию, внимание и когнитивные функции у детей с ДЦП.
88,9% детей из группы, которые обратились повторно, достигли некоторого улучшения состояния здоровья. У всех них отмечено улучшение качества жизни, а у 38,9% – повышение уровня самообслуживания. Улучшение было достигнуто в 17 областях. Клинический ответ на лечение варьировался от пациента к пациенту. У некоторых детей терапевтический ответ был замечательным.
Нежелательные явления были легкими и временными, за исключением одного случая ухудшения эпилепсии, из-за которого лечение пришлось прекратить. С другой стороны, у 5 из 20 детей с эпилепсией количество приступов уменьшилось, что говорит о том, что терапия может быть полезной независимо от улучшения качества жизни и навыков самообслуживания.
Возраст, масса тела и разовая доза клеток не были значимы для изменения качества жизни (кроме случая с эпилепсией); сдвиг в развитии зависел от общей дозы. Минимальная эффективная общая доза составляет 4 × 10 6 MSC / кг на курс лечения. Клинические эффекты могут быть незаметны до ее достижения.
Несмотря на общее улучшение качества жизни пациентов и высокую удовлетворенность родителей, по отдельно взятым неврологическим шкалам улучшение было бы не очень большим, скорее оно было разделено между многими областями. Благодаря такой синергии эффективность лечения была неожиданно положительной в ряде случаев.
Характерный пример – один из пациентов имел вывих тазобедренного сустава, вызванный непроизвольными движениями и ненормальными спастическими проявлениями, что аннулировало эффект хирургического лечения. После 5-го введения MSC уменьшение обоих нарушений отметили невролог группы, мама пациента и педиатр пациента, которые одобрили предложение о втором курсе, надеясь на предотвращение сколиоза.
Наиболее часто наблюдались психологические улучшения. Половина детей с ДЦП имеет умственную отсталость, что повышает риски для жизни. Таким образом, процедуры, которые улучшают когнитивные функции и навыки, могут быть полезны, даже если они не улучшают моторные функции.
Незначительное улучшение в ходе первого курса может предсказать низкую эффективность дальнейшей терапии, хотя это не исключает будущий прорыв в развитии. Это говорит о том, что родители должны быть проинформированы после первой оценки об перспективах успеха при дальнейшем лечении.